Этой осенью я читаю Экзюпери. Нет, я читала и другие книги, но с тех пор, как ко мне попали "Цитадель", "Планета людей" и сборник "Смысл жизни" я читаю их понемногу, нечасто, и чувство остается такое, как будто я иду по хрустальным звездным дорогам в синеве Вселенной. Наверное, это потому, что у Экзюпери в каждой из книг полеты, звезды и странствия. И еще очень много любви.
"Цитадель" непросто читать так, чтобы не потеряться. Поэтому я теперь делаю закладки на тех моментах, что больше всего заставляют думать, верить и - радоваться. Эти цитаты хочется всегда держать под рукой, потому что действительно редко можно встретить такую любовь к миру, к человеку, ко всем людям.
читать дальше"Все тянется к большему, чем оно само. Все хочет стать дорогой в неведомый мир, мостом в него..."
"Человек носит в себе свой город, он хранит его в своем сердце, как дерево - семечко. Вычисления, расчеты - оболочка его желания. Контур. Не объяснишь дерева, показав воду, минеральные соли и солнце, наделившее его своей силой. Не объяснишь города, сказав: "Своды будут стоять потому, что... вот расчеты строителей." Если город должен родиться, всегда найдутся расчетчики, которые правильно сделают расчет..."
"Вот чем ваш талант может одарить человека. Сложив камни по-своему, вы выстроите тишину, необычайные надежды и мечту о тихой гавани. Ваш храм своей тишиной зовет их погрузиться в себя. И они открывают, каковы они. Без храма звать их будут только лавки. И они откроют в себе покупателя. Никогда не родится в них величие. Никогда не узнать им, как они пространственны..."
"Ваятелю не нужны словесные ухищрения, он наделяет камень силой будить любовь..."
А вот эти слова - из произведения "Мир или война". Я прочла их примерно тогда, когда случился спор между нашей группой педагогов-психологов и преподавателем, в котором, конечно, никто никому ничего не доказал. Загвоздка была в том, что черствое и пресыщенное поколение молодежи вдруг принялось отстаивать первостепенную важность духовного и нравственного воспитания, которые мы понимали как-то иначе, чем профессор.
"Самый посредственный ученик Политехнической школы, кончивший курс последним, знает о природе и ее законах больше, чем Декарт, Паскаль и Ньютон. Но никогда ему в голову не придет такой поворот мысли, какие приходили в голову Декарту, Паскалю и Ньютону. Ибо у тех сначала воспитывали душу. Паскаль - это прежде всего стиль. Ньютон - это прежде всего человек. Он стал зеркалом Вселенной - слушал, как говорят на одном языке зрелое яблоко, падающее в саду, и звезды июльской ночью. Для него наука была жизнью..."